Советы педагога-психолога
Зависимость человека
Педагог-психолог
Кондратьева А.В.
«Зависимости человека»
Любую зависимость от психоактивных веществ Всемирная организация здравоохранения определяет как синдром и относит к категории заболеваний. При этом считается, что предрасположенность к алкоголизму или наркомании — вопрос наследственности. Но так ли это на самом деле? Почему одни люди подвержены зависимости, а другие нет?
Западные специалисты разделили формирование зависимости на четыре стадии: 1. Экспериментальная. Предмет зависимости используется (употребляется) из любопытства. 2. Социальная. Предмет зависимости используется (употребляется) вместе с другими людьми или функционирует как «социальный лубрикант» — средство для облегчения эмоциональных контактов между людьми, часто незнакомыми или плохо знающими друг друга. 3. Проблемная. Предмет зависимости используется (употребляется) без оглядки на последствия. 4. Зависимая. Предмет зависимости используется (употребляется) ежедневно или несколько раз в сутки, несмотря на проявляемые негативные последствия.
Все пристрастия, как химические, так и не химические, состоят из шести основных компонентов:
- заметность, — то есть деятельность доминирует над мышлением и поведением;
- изменение настроения — деятельность ухудшает или улучшает настроение;
- толерантность — для достижения первоначальных эффектов требуется увеличение дозы объекта зависимости;
- абстиненция — при прекращении или резком снижении активности потребления зависимости или проявления зависимого поведения возникают неприятные ощущения;
- конфликтность — пристрастие и сопутствующее ему поведение вызывает конфликты в социальных отношениях и других видах деятельности;
- рецидив — зависимый человек имеет склонность возвращаться к объекту зависимости после воздержания или контроля.
Исходя из исследований зависимых от наркотиков, выяснили, что у таких пациентов диагностируется крайне низкий уровень эндорфинов — так называемых гормонов радости и удовольствия. В свою очередь, на выработку таких гормонов, как серотонин и дофамин влияют как наследственные особенности нейромедиаторного обмена, обеспечивающего душевное равновесие и психический комфорт, так и внешние факторы — например, потребление стимуляторов в виде алкоголя и наркотиков, различные стрессы и психоэмоциональное напряжение.
При появлении зависимости необходимо учитывать не только наследственность, но и социальные факторы. В маргинальной среде, где есть возможность без труда достать и употребить наркотик, любому человеку, вне зависимости от генетики, будет сложно сопротивляться навязываемому образу жизни. В благополучных семьях, где у человека к наркотикам и алкоголю с детства формируется резко негативное отношение, даже если родители ранее употребляли, риск возникновения заболевания гораздо ниже. Правда, в любом случае родители, которые употребляют или употребляли наркотические вещества, создают предпосылки для того, чтобы их ребенок стал зависимым от психотропных препаратов.
Зависимость бывает разная: зависимость от еды, игровая зависимость, алкогольная, наркозависимость, шопоголизм, трудоголизм, популярная в наше время интернет-зависимость, созависимость — когда человек зависит от отношений с другим человеком и другие. Смысл один и тот же: человек серьезно болен.
Люди с предрасположенностью к зависимостям – это можно сравнить с огромной дырой в душе. Человеку страшно оставаться наедине с этой дырой — и, в конечном счете, наедине с самим собой. Чтобы справиться, он заполняет дыру либо алкоголем, либо наркотиками, либо отношениями, либо чем угодно другим. Это следствие тотальной недолюбленности и, можно сказать, эгоизма, который перерастает в навязчивую потребность делать себе хорошо любыми доступными способами. Человек заполняет пустующую нишу и восполняет какую-то психологическую потребность — бегство от реальности.
Эксперты считают, что роль в формировании зависимости играет раннее столкновение с ее предметом. Кроме того, вероятность возникновения примерно на 50% повышается за счет генетики. Также важны окружающая среда и культура — отсутствие или нарушение системы социальной поддержки способствует аддиктивному поведению. Наследуемость и социальные факторы играют значительную роль. Если человек попадает в группу, в которой зависимость — норма, то риск вовлечения возрастает. Дисфункциональные отношения в семье, отсутствие доверия между близкими людьми приводят к негативному психоэмоциональному состоянию и способствуют возникновению аддиктивных форм поведения у детей.
Несколько важных признаков, которые говорят о формировании зависимости: - человек не может избавиться от негативных переживаний без предмета зависимости; - появляется чувство «тяги» к объекту получения удовольствия; - поведение приобретает черты цикличности и повторяемости; - человек начинает говорить неправду, скрывая свое поведение, связанное с получением удовольствия.
Другие эмоциональные изменения в поведении включают в себя: - нереалистичные или некорректные оценки последствий от предмета зависимости; - перекладывание вины и ответственности за жизненные трудности на других; - увеличенный уровень тревожности, депрессии и грусти; - усиленная чувствительность и более выраженная реакция на стресс; - проблемы с определением собственных чувств.
Как лечат зависимость: любая зависимость — заболевание, которое требует применения целого комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий. Лечение определяется исходя из длительности и тяжести течения. К немедикаментозным средствам относят ряд социально-психологических мер. Наиболее успешными являются методы групповой психотерапии, которые основаны на обучении навыкам регуляции поведения и укреплении волевого компонента. Индивидуальная терапия без других людей малоэффективна из-за того, что исключается важный социальный фактор.
Зависимость — хроническое рецидивирующее заболевание, поэтому о полном избавлении часто говорить трудно. В профессиональной среде используется термин «ремиссия». Достигнуть ее в лечении любых форм зависимостей чаще всего удается при сочетании лекарственных и психологических методов воздействия. Кроме того, важно включать в комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий семейное окружение пациента.
Уделяйте внимание своим детям, ведите здоровый образ жизни: ваш личный пример самый главный ориентир для ребенка! Приучайте детей с дошкольного возраста рассказывать Вам о том, как прошел их день, оказывайте эмоциональную поддержку даже «в пустяковых делах»; помните, что все удовольствия, Ваши дети должны получать с вами: положительные эмоции от похода в лес, кинотеатр, зоосад, выставку, магазин; от совместного приготовления и еды любимых блюд, чтения книг, даже от совместной уборки дома! Не теряйте «эту нить», даже в подростковом возрасте Вы будете в курсе происходящих событий ребенка из первых уст!
«Счастливые здоровые отношения в семье, заботливое семейное окружение для каждого ребенка»
«Счастливые здоровые отношения в семье, заботливое семейное окружение для каждого ребенка»
Интернет и безопасность для детей
Интернет и безопасность для детей.
Пиромания: причины, симптомы, помощь ребенку и его семье
Консультации для законных представителей несовершеннолетних «Пиромания: причины, симптомы, помощь ребенку и его семье».
Слово «пиромания» переводится с древнегреческого как «влечение, страсть к огню». В психологии пиромания относится к расстройствам импульсивного поведения. Обычно люди сначала задумываются о своих действиях и их последствиях. Если человек осознает опасность или непривлекательность возникшего желания, являющегося двигателем действий, импульс гасится, не переходя в действие.
Импульсивные люди - это те, чьи действия предшествуют рациональным мыслям. Рассмотрение причин деяния происходит только после его совершения. Нечто подобное заметно и среди поджигателей. У них есть безудержное и немотивированное желание что-то поджечь, а вид горящего огня вызывает в душе этих людей радость и удовлетворение. При этом удовольствие доставляет не только созерцание пламени и самого момента поджога, но и подготовка к мероприятию, которое полностью поглощает человека. Организация мероприятия, обдумывание моментов, ожидание события уже делает поджигателя счастливым.
Причины
Любое расстройство влечения, в том числе и пиромания, формируется еще в детстве или подростковом возрасте. Но самый пик заболевания приходится на пубертатный период. Не менее активно оно проявляется и у взрослого человека, обусловливая его антисоциальное поведение.
Этиологические факторы проблемы до сих пор не известны, но ученые выявили некоторые нюансы формирования личности и характера, которые определяют высокую степень риска развития пиромании:
- низкие способности к адаптации в меняющихся условиях;
- воспитание авторитарным родителем;
- низкие интеллектуальные способности;
- нарушения эмоционально-волевой сферы;
- длительное пребывание в состоянии фрустрации.
Обычно пироманами становятся лица с такими особенностями:
- низкая устойчивость к психоэмоциональным встряскам;
- невысокая самооценка;
- комплекс неполноценности;
- негативное восприятие окружающего мира и себя;
- желание изолироваться и одновременно обратить на себя внимание.
По статистике лечение пиромании проводится среди людей, которые росли в семьях, где преобладала жестокость, насилие, отсутствие последовательности действий со стороны родителей, бесконтрольный выброс эмоций и неуважение к ребенку и друг другу. Такой стиль поведения воспринимается маленьким человеком как единственно нормальный и перетекает в желание совершать поджоги.
В некоторых случаях пиромания сопровождается врожденным снижением умственных способностей или приобретенным слабоумием в результате черепно-мозговой травмы. В этом состоянии человек не может осуществлять контроль над своими действиями и не просчитывает возможных тяжелых последствий. В данном случае оказание помощи должно быть направлено на лечение олигофрении или посттравматического синдрома.
Когда пиромания развивается на фоне нарушения эмоционально-волевой сферы, извращенное поведение сопровождается не только поджогами. Для человека в этом случае характерны и другие поступки, в том числе кражи, насилие, мошенничество, бегство из дома, склонность к бродяжничеству. И тогда на первое место врачом ставится задача лечение психопатии, так как она выступает в качестве первичного заболевания.
Психическое напряжение на фоне уже имеющегося отклонения и невозможность удовлетворения самых важных потребностей также приводит к спонтанному поджигательству. Доказательством этому является факт увеличения количества пожаров в периоды общественной нестабильности, кризиса в политике и экономике. Комфорт человека нарушается голодом, отсутствием безопасности, невозможностью сексуального удовлетворения и провоцирует к совершению противоправных действий.
Симптомы
Кто из нас в детстве не пробовал зажечь спичку, поджечь бумагу, тополиный пух или птичье перо, разжечь костер? Все эти проявления не являются признаками пиромании у детей, пока они не принимают хроническую форму.
Дети до 3 лет редко обращают внимание на огонь и не интересуются его разведением. Но начиная с трехлетнего возраста этот момент становится особенно интересным для детей, поэтому они так охотно берут спички и зажигалки. Обычно интерес детей к спичкам и огню пропадает очень быстро после нескольких попыток самостоятельно разжечь огонь или что-то поджечь. Другие интересы заменяют игры с огнем и встречи у костра. И только поджигатели остаются верными своему увлечению. Практически все детские игры у пироманов прямо или косвенно связаны с огнем и средствами его зажигания или тушения.
Опасность детской пиромании заключается в неспособности предсказать последствия своих действий. Детская игра со спичками может закончиться катастрофой не только для посторонних, но и для самого ребенка, который не видит явной опасности для своей жизни.
В подростковом возрасте очень сложно отличить настоящего поджигателя от подростка, который пытается привлечь внимание неестественными способами, такими как поджоги, использование петард и другие действия с огнем. В этом возрасте характерны негативизм, отрицание запретов и некоторая жестокость. Подростки склонны понимать, что им придется отвечать за свои действия, но это только разжигает их пыл, потому что в глазах друзей и сверстников (по мнению самих подростков) они будут выглядеть как герои. Таким образом, они пытаются противостоять общепринятому поведению, доказать свою правоту, выделиться из «серой массы». Но не всегда такое поведение может быть связано с пироманией. Если нет навязчивых мыслей о пожаре, а поджог - это просто способ что-то доказать (т.е. у него есть четко определенная цель), почти невозможно говорить о подростке как о пиромане.
Кстати, сочетание таких качеств, как ненормальная страсть к поджогам и жестокость к животным у ребенка или подростка, по мнению психологов, скорее всего, свидетельствует о том, что в зрелом возрасте он довольно часто будет проявлять агрессию и применять насилие по отношению к людям.
Помощь ребенку и его семье
Прогноз при пиромании может быть достаточно благоприятным по отношению к лечению заболевания у детей. Если вовремя диагностировать болезнь, можно добиться полной ремиссии. Ребенок-поджигатель не подлежит наказанию. Вы должны понимать, что он делает это не со зла. Ведь если ребенок заболеет, не будете же вы его ругать?
С детской пироманией легче справиться, ведь на ранней стадии развития всегда легче побороть патологическую зависимость. В большинстве случаев достаточно нескольких занятий семьи с психологом, который скорректирует поведение ребенка и родителей, и поможет преодолеть ненормальное желание огня. Кроме того, если пиромания является симптомом других скрытых аномалий, ранняя диагностика поможет оперативному и эффективному лечению.
Стоит обратить внимание на ребенка, если он часто ищет спички, в разговоре постоянно упоминает пламя, огонь, поджог, т.е. все, что связано с огнем, в его рисунках все чаще мелькает тема огня. Задача родителей - отвести ребенка к психологу, который сможет вовремя распознать патологию и вы совместно скорректируете поведение малыша.
Прогноз для подростков не очень хороший. Это связано с тем, что дети в этом возрасте скрывают свою склонность к поджогам, часто полностью отрицают свою причастность к ним, не склонны брать на себя ответственность за содеянное. Пиромания у подростков должна пройти более тщательную диагностику и квалифицированное лечение. Ведь детская психика довольно уязвима. Поэтому лучший выход для детей-поджигателей - это проведение целенаправленных психотерапевтических мероприятий.
Основная задача врача при лечении поджигателей - проведение индивидуализированной терапии, которая в основном будет направлена на исправление нарушений личностного развития. Обычно лечение дает достаточно стойкий и положительный результат и минимальный риск рецидива при своевременной диагностике заболевания.
Синдром пиромании имеет тенденцию к развитию. Если на ранних стадиях патологии время от времени происходят поджоги, то постепенно поджигатель начинает входить во вкус, ему нужно все больше и больше положительных ощущений, которые дает огонь. С развитием синдрома участились случаи немотивированных поджогов, и вылечить болезнь становится намного сложнее, потому что у человека появляется четкая ассоциация огня с безграничным удовольствием, которое он может так легко получить.
Профилактика
Основными мерами профилактики пиромании является поддержка спокойной психологической атмосферы в семье, демократичный стиль воспитания, своевременное обращение к врачу при возникновении у детей поведенческих расстройств и повышенного интереса к спичкам, зажигалкам, огню и пожарам.
Педагог-психолог: А.В. Кондратьева
Профилактики правонарушений в дошкольном возрасте
«Я хочу в «сад»
«Я хочу в «сад»
Чтобы ребенок легче адаптировался в дошкольном учреждении, привык к новым условиям жизни, режиму дня, необходимы поддержка родителей и сотрудничество с педагогами.
Как родители могут помочь своему ребенку до периода адаптации:
1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх
перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним (воспитатель).
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру. 3.Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, что ребенок недостаточно самостоятелен. Они пугаются и перестают водить его в учреждение дошкольного образования. Это происходит от того, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
7.Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в учреждении образования и введите их в домашний распорядок дня, в том числе питание.
8.Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придет.
К моменту поступления в учреждение дошкольного образования ребенок должен уметь (согласно возрастным нормам):- самостоятельно садиться за стол;- самостоятельно пить из чашки;- пользоваться ложкой;
- иметь «представление о горшке»;- активно участвовать в одевании, умывании. Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенком учреждения образования у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории дошкольного учреждения. В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку. Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется: окружающие взрослые, дети, обстановка, часто режим, пища – очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и индивидуальных особенностях. Наладьте контакт с воспитателем вашей группы – это «ваша замена» на время вашего отсутствия и помощник в воспитании.
Скорее всего, что ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными, правдивыми и заботливыми. Не давать пустых обещаний (скоро заберу, мы завтра в сад не пойдем, сегодня спать не будешь), а говорить обоснованную правду. Можно придумать «ритуал прощания» (объятия, поцелуй, фраза и пр.). Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще. Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Что делать, если...
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями.1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в дошкольном учреждении.2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет, свою фотографию.4. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).5. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из учреждения дошкольного образования.6. После погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.7. Устройте семейный праздник вечером. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.8. Будьте терпеливы.
Каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.
Во-первых, надо понимать, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и может проявляться в дошкольном учреждении. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма. Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко – у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы – в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Всегда уделяйте внимание своему ребенку, ведь ему необходимо именно ваше участие и любовь. Не пугайтесь, того чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. Для этого у ребенка должен быть положительный опыт разлуки с мамой (оставался с бабушкой, папой, тетей), ребенок должен знать, что даже при отсутствии мамы, она придет!
Педагог-психолог: Кондратьева А.В.
«Соперничество сиблингов»
«Соперничество сиблингов»
«Сиблингами» психологи называют всех братьев-сестер в семье. Формирование сиблинговых отношений начинается с момента появления в семье второго ребенка. В развитии личности взаимоотношения с сиблингами играют важную роль в формировании адекватной социальной эмоциональности.
Почему они такие разные?
Потому, что им достались разные комбинации ваших генов, потому что они «застали» вас на различных стадиях вашей жизни, потому что ваш опыт и убеждения успели измениться, потому что они, возможно, разного пола. На формирование характера ребенка сильно влияет и очередность его рождения. Выделяются следующие формальные позиции:
Старшие дети обычно наделены большей ответственностью, большими правами и обязанностями. Соответственно, старшие дети – это продолжатели традиций: они ответственные, часто консервативные, стремятся к достижениям, беспокоятся за честь семьи и ее репутацию. Старший ребенок воспитывался как единственный. Затем, когда для него стала привычной его привилегированная позиция, его место в «душе» родителей занимает новорожденный. Когда такой «захват» происходит до 5 лет, это очень болезненно воспринимается ребенком, особенно если второй ребенок того же пола. Это стимулирует один из общих стереотипов поведения старшего ребенка: он очень старается быть хорошим, чтобы родители продолжали любить его больше, чем новорожденного. Старший обычно приобретает многие родительские качества: он умеет быть воспитателем, способен принимать на себя ответственность и занимать лидерскую позицию. Упор на высокие достижения делает старшего ребенка более чувствительным и серьезным. Он добросовестен, но не принимает критики.
Младшие дети с точки зрения культурных и исторических стереотипов, младший ребенок – это часто романтический герой, авантюрист, нарушитель традиций, которому приходится пробиваться самому (вспомните хотя бы сказку «Кот в сапогах» или нашего Иванушку-дурачка). Младший ребенок не был травмирован появлением новорожденного. Родители ожидают от младшего ребенка гораздо меньшего и оказывают на него меньшее давление. Он лишен самодисциплины, и ему бывает трудно принимать решения. Поскольку он привык быть в семье самым маленьким, он знает, что быть агрессивным бесполезно, и вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого – либо демонстративно обижается, либо пытается очаровать.
Средний ребенок в одно и то же время он является для кого-то старшим, а для кого-то младшим. Поэтому он впитывает в себя черты обеих групп, часто затрудняется в самоопределении. Однако средние дети часто умеют хорошо вести дела с различными людьми, поскольку вынуждены были научиться жить в мире со своими братьями и сестрами. Так что они оказываются достаточно гибкими и дипломатичными и умеют приспосабливаться к различным обстоятельствам.
Единственный ребенок во многом наследует черты своего родителя того же пола. Как правило, он комфортно себя чувствует наедине с самим собой, но спокойно принимает помощь, когда она ему нужна. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, он обычно отличается и в школе, и в других областях своей деятельности и бывает крайне расстроен, если не преуспевает во всем, чем занимается. Поскольку единственный ребенок не привык к повседневному общению с другими детьми, бывает, что он с трудом привыкает к близким отношениям. Он не воспринимает пики и спады в повседневной жизни и поэтому с трудом понимает и принимает нормальные изменения настроения. Он не может свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро будет смеяться и шутить.
Близнецы наименее подвержены детской ревности. Наоборот, они оказывают очень большое влияние друг на друга и во многом являются отдельной маленькой командой (иногда даже ощущают себя одним человеком). Их очень забавляет то, что люди с трудом их различают, часто они выручают друг друга на экзаменах или в детских шалостях. Братья, сестры или одноклассники очень мало способны влиять на них. У них развиваются прекрасные навыки командного взаимодействия, однако им бывает очень трудно покинуть друг друга даже для устройства собственной личной жизни.
Наиболее распространенные причины конкурентной борьбы сиблингов и как их избежать:
Роли «любимец» - «отвергнутый»
С психологической точки зрения, и изгои, и любимчики все равно травмированы. Первые обижены, но не свободны: они всю жизнь пытаются любыми средствами заполучить доказательства любви и признания. Вторые избалованы и плохо подготовлены к реальной и, главное, самостоятельной, жизни.
Отсутствие личного пространства
Личные вещи очень важны для детей, они подпитывают чувство их индивидуальности. А если братья или сестры постоянно берут эти вещи или портят их, дети могут относиться к этому так же, как вы отнеслись бы к ограблению. Если взрослые старательно закрывают на это глаза, враждебность просто загоняется в подполье, где подогревается еще и обидой, чувством непонятости, виной или страхом. Детям важно чувствовать, что к каждому из них относятся справедливо. Справедливо не обязательно означает одинаково. Ребенок точно оценит ваше внимание, если вы позаботитесь именно о его эксклюзивных потребностях.
Чувство «обделенности родительским вниманием».
Выделите специальное время для общения с каждым ребенком. При появлении в семье нового ребенка, определите время, посвященное общению только со старшим ребенком. Не позволяйте ничему постороннему мешать этому. Старший ребенок должен знать, что у него всегда есть особое время, которое он может провести наедине с кем-то из родителей.
Братья и сестры тоже важнейшие в жизни учителя. С ними приходится ссориться и мириться, соперничать за внимание родителей, делить комнату, игрушку и конфеты. Старшие подвигают малышей тянуться за ними, становятся такими же умелыми и самостоятельными, дарят ни с чем несравнимое чувство защищенности. Младшие учат старших заботе, великодушию, ответственности, своим безоглядным обожанием делают им «прививку» от низкой самооценки. Если родители не отдавали явного предпочтения кому-нибудь одному из детей, не нарушали права одного ради другого, братья и сестры на всю жизнь останутся дружны и близки.
Ссоры.
Простых решений этой проблемы не существует. В большинстве случаев родителям следует избегать роли арбитра в стычках между детьми. Но если вас все-таки втянули в ссору, дайте каждому ребенку возможность высказать свою жалобу или обиду, а затем попросите одного вкратце изложить суть жалобы другого, чтобы убедиться, что он все услышал и правильно понял. Пусть потом дети вместе составят перечень возможных путей и способов разрешения конфликта. В таком случае вы не только вернете ответственность за решение конфликта обратно в руки детей, но и научите их преодолевать различные жизненные неурядицы, препятствия и негативные моменты.
Дайте возможность высказаться всем. Если ребенок принимал участие в разработке какого-то правила, он постарается сделать так, чтобы это правило не нарушалось. Но если правило навязано ему сверху, вполне вероятно, что он попытается все-таки нарушить его. Закрепите новые правила поведения внутри семьи. Если правило гласит «никаких драк», дисциплинарным наказанием за его нарушение должно быть временное приостановление всех игр. Это очень эффективный прием. Когда дети начинают драться, родители должны сказать: «В этом доме драки не допускаются. Вот ты садись сюда, а ты сядешь сюда». Стулья должны быть приставлены к стене и расположены так, чтобы дети не могли видеть друг друга. Подождите минут пять и потом поговорите с детьми об их ссоре. К этому моменту они, наверное, уже успокоились – как раз время обсудить разумные альтернативы дракам.
Чтобы дети не боялись своих собственных чувств по отношению друг к другу и допускали, что они иногда могут и поссориться, и в этом нет ничего страшного, поговорите с ними об этом. Можно рассказать о своих детских переживаниях и стычках со своими братьями и сестрами. Если же вы были единственным ребенком, то наверняка общались со своими кузенами или же, наоборот, всегда только и мечтали иметь сестру или брата.
Покажите детям положительные стороны их совместной жизни, иногда давайте им общие задания, старайтесь ровно вести себя с каждым из них. Если дети однополые, лучше, если у каждого из них будут свое хобби, талант или увлечение, чтобы им как можно меньше приходилось соревноваться.
Общеизвестно, что драки, шум и крики происходят только в присутствии взрослых, в большей степени адресованы им, чем друг другу. Поэтому от поведения родителей зависит многое. Особенно нельзя разрешать детям ябедничать.
Для этого надо:
1) научить сиблингов использовать прямые контакты, то есть выражать ревность не косвенно, родителям, а открыто, друг другу: «Мне не нравится, когда ты со мной дерешься...», «Я обижаюсь, когда ты берешь мои вещи...». Подобные заявления способствуют поиску детьми новых, грамотных форм общения, минуя взаимные «задевания»;
2) попросить детей выйти из помещения (комнаты) и самим разобраться в конфликтной ситуации, то есть родители не должны выступать в качестве арбитров.
Болезненные для детей сравнения.
- Во избежание более сильных конфликтов не следует сравнивать детей друг с другом (особенно в физическом, умственном плане), так как это вызывает чувство неполноценности одного из детей.
- Не рекомендуется стараться примирять детей, быть третейским судьей.
- Не следует также выделять любимчиков.
Надо позволять детям выражать свои чувства. Но если дети ссорятся, надо искать изъян в семейных отношениях. Характер детей, их способы взаимодействия с ближайшим окружением, а также с остальными людьми, зависит от избранного родителями метода воспитания. То есть, родители изначально закладывают в ребенке программу его будущего поведения. При этом родители могут влиять на ход развития отношений между братьями и сестрами. Взаимоотношения в детстве оказывают значительное влияние на основные особенности поведения и переживаний, из которых берут начало все будущие возможности и взаимоотношения.
Соперничество - проблема в воспитании двух и более детей
Практически все психологи и психиатры считают, что полностью избежать соперничества детей в семье невозможно. Ведь его истоки лежат в стремлении к завоеванию любви папы и мамы, в ревности по отношению к своему брату или сестре. Сами по себе ревность и соперничество не так уж и плохи - ведь это, по сути, сигналы того, что дети способны любить. Но дело в том, что способов проявления своих чувств маленький ребенок знает немного, что обычно и выливается в бесконечные ссоры, драки и раздоры. Сильнее всего соперничают между собой сиблинги одного пола, близкие по возрасту (с разницей от 1,5 до 3 лет); к тому же соперничество обнаруживается преимущественно среди детей, родители которых непоследовательны в применении дисциплинарных мер, независимо от характера этих мер.
Стремясь заслужить любовь родителей, дети будут непременно конкурировать друг с другом, искать новые формы поведения в семье, развиваться и стремиться к новым достижениям. Чтобы избежать ситуации, когда ребенок считает, что его любят, ценят и принимают только за то, что он достиг каких-то успехов или выполнил какую-то задачу, взрослые должны сформировать правильное отношение к детям: доказать, что любят их не за достижения и результаты.
При любом удобном случае лишний раз сказать своим детям, что они любимы. В место «я люблю вас обоих» лучше сказать, что «каждый из вас занимает в моем сердце особое место: со своими улыбками, чувствами, даже проделками». Взрослые должны как можно чаще общаться со своими детьми. Причем, не только со всеми вместе. Будет лучше, если родители найдут время и для разговора с каждым из них наедине.
Педагог-психолог: Кондратьева А.В.
Защита детей от жестокого обращения и насилия. Домашнее насилие.
Защита детей от жестокого обращения и насилия. Домашнее насилие.
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности.
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ
- Это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим человеком.
- Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, эмоционального, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания и внушения чувства страха.
Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций:
-репродуктивную,
-экономическую и хозяйственно-бытовую,
-воспитательную,
-рекреационную,
-психотерапевтическую и другие.
Неблагополучные семьи - это те семьи, в которых нарушена структура, обесцениваются или игнорируются семейные функции, имеют воспитания явные или скрытые дефекты
Классификация неблагополучных семей по Целуйко В.М. 3 группы:
1) с открытой формой неблагополучия
- конфликтные
- проблемные (с алкогольной зависимостью)
- асоциальные
- аморально-криминальные
- с недостатком воспитательных ресурсов
2) со скрытой формой неблагополучия
- недоверчивая
- легкомысленная
- хитрая
- ориентированная на успех ребенка
- псевдовзаимная
3) пограничные семьи
- с недееспособными членами
- с детьми-инвалидами
- с нарушенными семейными ролями
Следует обратить внимание:
- наличие либо отсутствия факторов, угрожающих жизни и здоровью детей
- условия жизни и воспитания ребенка (детей)
- Санитарно-гигиеническое состояние жилья
- Обеспечение ребенка предметами первой необходимости (одежда и обувь по сезону и возрасту, средства ухода и личной гигиены, продуктов детского питания)
- Наличие места для сна и отдыха (отдельное спальное место для ребенка раннего, дошкольного, школьного возраста); места для подготовки к урокам, места для игр
- Исправность отопительного оборудования, электропроводки, коммунальных удобств
- Установка и исправность АПИ (по 1 в каждой жилой комнате)
- Материальное обеспечение детей всем необходимым, в т.ч. своевременная оплата ЖКУ, за питание в дошкольном (школьном) учреждении
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком. Это воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)
Классификация насилия (по Асановой):
- Физическое
- Сексуальное
- Пренебрежение интересами и нуждами ребенка
- Психологическое насилие
- Эмоциональное насилие
Основные формы насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
Педагог-психолог ГУО «Детский сад № 94 г. Могилева»: А.В. Кондратьева
Если ребенок - «непоседа» в семье ?
Если ребенок - «непоседа» в семье ?
Довольно часто дети – «непоседы» (гиперактивные/гиперподвижные)
обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа обучения в дошкольном учреждении слишком примитивна для них. Однако завышенные требования и увеличение нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказам от занятий вовсе.
Бывает, что родители, уверовав в исключительность своего чада, либо в невозможность что-то изменить, выбирают тактику вседозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать взрослыми. А поскольку такому ребенку для ощущения собственной безопасности просто необходимы четкие границы дозволенного и обязательная «обратная связь» от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется.
Во многом от усилий родителей и их желания помочь своему ребенку зависит успех.
- Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит взрослого.
- Запретов какой-то деятельности ребенка должно быть очень немного. Они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. Родители должны быть очень последовательными при исполнении санкций.
- В силу своей импульсивности такому ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом.
- Усталость детей – «непосед» проявляется в виде двигательного
беспокойства, которое родители принимают за активность, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию активности, от которой страдают и они сами и их родители, и все окружающие. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить их пребывание в местах скопления большого количества людей.
- Соблюдение четкого режима дня – тоже одно из важнейших действий при взаимодействии с ребенком.
- Полезны активному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед
сном, родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
Р. Кемпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании
ребенка-«непоседы» являются:
- Недостаток эмоционального внимания.
- Недостаток твердости и контроля в воспитании.
- Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.
«Скорая помощь» при общении с гиперактивными детьми
• Отвлечь ребенка от его капризов.
• Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
• Задать неожиданный вопрос.
• Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка)
• Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
• Не приказывать, а просить (но не заискивать)
• Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас)
• Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном)
• Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
• Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья)
• Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения.
• Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
В. Оклендер в работе с такими детьми рекомендует использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.
Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Если ребенок подошел к окну и его взгляд остановился на определенном предмете, необходимо удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета. Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль.
Ребенок проявляет признаки гиперподвижности в гораздо меньшей степени, если он взаимодействует один на один со взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен эмоциональный контакт. «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности». (В. Оклендер)
Педагог-психолог: Кондратьева А.В.
Быть родителем это ответственно
Быть родителем – это ответственно
Отношение к детям – безошибочная мера
духовного достоинства человека.
Я. Брыль.
Родители имеют не только права, но и обязанности. Они должны уважать детское желание, беречь его, как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотреблять своей властью.
Каждый ребенок приходит в этот мир беспомощным, беззащитным, уязвимым. Его жизнь и здоровье, благополучие зависят от окружающих его взрослых людей. Общество, которое мало заботиться о достойной жизни подрастающего поколения, не имеет будущего. Проблема прав ребенка, забота о его жизни, полноценном развитии, образовании и воспитании стали сегодня общечеловеческими. Каждый из родителей должен чаще задавать себе вопрос: «Как я должен поступать, чтобы не нарушать права своего ребенка?»
Помнить, что поведение родителей является образцом для детей. Если сами родители часто нарушают права своего ребенка, то он не замечает подобных нарушений со стороны окружающих, принимая свое бесправное положение как должное.
Защищать позицию ребенка, когда кем-либо ущемляется его достоинство, объединяться со своими детьми для преодоления трудностей, подчеркивая их право на свободное развитие, на принятие решений, связанных с организацией собственной жизни. Родители должны остерегаться духовной разобщенности с детьми. Как правило, отрицательные свойства детского характера, непослушание, неприятие родителей являются результатом неправильных взаимоотношений в семье. Стремиться к установлению в семье демократических отношений, опирающихся не на авторитет власти, а на богатство жизненного опыта, на нравственное превосходство.
Важно чтобы родители соблюдали такое правило, как единство требований. Несогласие взрослых создает для ребенка сложную жизненную ситуацию: кого слушать? Ребенок вынужден приспосабливаться, открывать свои негативные чувства к родителям.
Необходимо учитывать, что ребенку легче понять, что от него требуется и научиться чему- то новому, если родители действуют сообща. Каждому из родителей необходимо помнить о том, что дети всегда испытывают острую потребность в общении с родителями, в их ласке, требуют к себе внимательного и уважительного отношения. Ласка и душевное тепло родителей помогут устранить отчужденность. У каждого ребенка происходят перемены и мать, и отец должны помнить и учитывать их. Проявлять гибкость, критически оценивать личный опыт семейного воспитания.
Родительская помощь не должна быть навязчивой. В некоторых случаях необходимо предоставить ребенку возможность самому выбраться из затруднения и разрешить некоторые вопросы (самообслуживание, личная гигиена и пр.).
Ребенок должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом и другими людьми.
Родители детей обязаны делать все возможное, чтобы не только удовлетворять их материальные потребности, но и окружать вниманием и любовью, способствовать их посильному приобщению к жизни: социализации.
Необходимо помнить, что даже самое лучшее от родителей является эффектным лишь при правильном семейном воспитании и зависит от личного примера родителей. Поэтому родители не должны забывать и о собственном самообразовании, т. к. помочь ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достойными знаниями и проявляешь любовь по отношению к нему.
Родители наших детей, давайте вместе воспитывать будущее поколение. Именно совместными усилиями учреждения дошкольного образования и семьи дети усвоят базовые социальные ценности, потребности, интересы, привычки, сформируется достойная личность.
Любите и уважаете своих детей!
Педагог-психолог ГУО «Детский сад №94 г. Могилева»: А.В. Кондратьева